Обязательства по нормированию в сфере закупок

Содержание:

1 Положения закона
2 Порядок нормирования
3 Основные требования положения о нормативных затратах
4 Разработка ведомственных правовых актов

Работа по обеспечению государственных и муниципальных структур всем необходимым может выполняться только в рамках 44-ФЗ от 05.04.2013, но и сегодня, спустя два года с момента принятия, некоторые его положения остаются исключительно декларативными и не обеспечивают прозрачность госзакупок.
Одной из таких процедур является нормирование в сфере закупок.

 

Положения закона


Действующая редакция 44-ФЗ устанавливает обязанность федеральной или муниципальной структуры – заказчика при планировании своих закупок руководствоваться регламентированными нормативами, которые предоставляют возможность закупать работы, товары, услуги (РТУ) в объемах, согласующихся с реальными нуждами данных государственных и муниципальных учреждений.

Также должен осуществляться контроль над качеством закупаемых товарно-материальных ценностей (ТМЦ), работ или услуг. Для достижения поставленной цели 44-ФЗ обязывает заказчика при определении нормативов закупок опираться на два основных постулата:
1. В каждом государственном и муниципальном учреждении должен быть разработан правовой акт – положение о нормировании, которое бы определяло все процедуры, связанные с определением норм и обеспечением их соблюдения.
2. По ряду некоторых планируемых затрат государственные и муниципальные структуры должны строго придерживаться правил нормирования, разработанных Правительством РФ.

Требования к правовым локальным актам, которые должны быть приняты каждым заказчиком по первому пункту, устанавливаются Правительством РФ. Соответственно, до тех пор, пока Правительство РФ не разработает и официально не введет в действие два подзаконных акта, нормы статьи 19 Федерального закона о закупках, обязывающей придерживаться правил нормирования при осуществлении закупочной деятельности, фактически невозможно исполнить.

В самом документе указано, что он вступает в силу с января 2016 года. Также в связи с тем, что новая редакция статьи 19 вступает в силу только с января 2016 года, обязанность руководствоваться октябрьским положением Правительства у субъектов хозяйствования возникает только в 2016 году.

Порядок нормирования


Согласно новой редакции статьи 19, нормирование закупок по 44 ФЗ должно происходить следующим образом:
- На основании федеральных правовых актов каждая бюджетная структура утверждает собственные правила нормирования в сфере закупок. Эти правила публикуются на официальном сайте закупок.
- Руководствуясь собственными нормами, заказчики составляют план закупок и также публикуют этот план в открытом доступе.

В соответствии с указанным алгоритмом, утвержденные в 2016 году нормативы начнут действовать с января 2017 года.

Основные требования положения о нормативных затратах

В соответствии с принятым положением, определяющем порядок нормирования при госзакупках, государственные и муниципальные структуры должны придерживаться следующих основных правил:
- все затраты могут рассчитываться, только исходя из объемов бюджетного финансирования для конкретного субъекта;
- кодировка затрат должна выполняться в соответствии с кодами бюджетной классификации;
- нормативы рассчитываются, исходя из основных показателей деятельности той или иной структуры (численность сотрудников, сроки службы основных фондов, остатки материальных запасов, территориальное расположение и т.д.).
Этим же положением закрепляются следующие виды нормативных затрат, в рамках которых осуществляется снабжение заказчиков по 44 ФЗ:
- ГСМ;
- формирование материального резерва;
- научно-исследовательская деятельность;
- развитие и внедрение коммуникационных технологий;
- капитальный ремонт основных фондов;
- дополнительное образование сотрудников;
- товары, необходимые для оказания государственных и муниципальных услуг.

В положении дается расшифровка по каждому из этих пунктов. Также в данном нормативном акте есть формулы для расчета численности работников, без сведений о которой невозможно определить нормативы по многим основным статьям затрат. Но также есть и оговорка, что субъекты имеют право отойти от указанных формул, обосновав необходимость применения других расчетов.

Разработка ведомственных правовых актов


В мае 2015 года Правительством РФ было принято постановление, которым утверждены требования к локальным правовым актам, определяющим порядок нормирования в сфере закупок.
Согласно указанному постановлению, нормирование закупок каждой бюджетной структурой должно осуществляться в соответствии с собственными правилами.
Но в этих правилах обязательно должны быть урегулированы следующие вопросы:
- требования к потребительским свойствам закупаемых РТУ;
- порядок применения классификатора продукции по видам экономической деятельности;
- порядок определения численности работников;
- согласование нормативов.
Также в правовом акте необходимо предусмотреть ряд процедурных вопросов, связанных со вступлением в силу локальных актов, их изменением и прекращением их действия.

Источник: http://otendere.com/zakupki/informaciya-zakupki/obyazatelstva-po-normirovaniyu.html