10 значимых изменений законодательства о закупках в 2018 году

С приходом 2018 года вступили в силу некоторые немало важные, как для и участников закупок, так и для специалистов в сфере закупок, изменения.
Сайтом www.help-tend.ru «Помощь в ГосЗакупок» подготовлен небольшой обзор значимых поправок начала 2018 года в законодательство в сфере закупок по Федеральным законам 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Поправки, касающиеся закупок, проводимых по закону № 44-ФЗ

Теперь гарантии не всех банков подойдут для обеспечения заявок и контрактов
С 1 января законодателем произведено уточнение к банковским учреждениям, гарантии которых разрешено использовать для обеспечения заявок на участие в закупках по закону № 44-ФЗ и для обеспечения государственных контрактов. Согласно ст. 12 Федерального закона от 29.07.2017 №267-ФЗ, правительство утверждает требования к размеру собственных средств (капитала) банка и уровню его кредитного рейтинга.
Перечень банков, соответствующих всем требованиям будет публичным. Его можно будет найти на сайте Минфина по ссылке:

www.minfin.ru/ru/perfomance/tax_relations/policy/bankwarranty/

В ЕИС добавляются справочные данные о товарах, работах и услугах
С 1 января вступило в силу требование о дополнении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок справочной информацией.
Теперь в системе будет размещаться:
- информация о принятых технических регламентах, документах, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, которые распространяются на товары, работы и услуги;
- коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии);
- информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);
- дата включения в каталог позиции; дату (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
- дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);
- дополнительная информация, в том числе о характеристиках товаров, их производителях, торговых наименованиях, наименованиях мест происхождения товаров, о ценах за единицу количества товара, об объемах работы, услуги и (или) ценах за единицу измерения количества товара, об условиях поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Важно! Согласно Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, с нового года заказчики обязаны включать в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования вышеназванной информации (при наличии такого описания в каталоге).

План закупок товаров, работ, услуг стал более подробным
Нормами Постановления Правительства РФ от 215.01.2017 N 73 предусмотрено, что с 1 января в плане закупок, формируемом в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе 44-ФЗ, необходимо отдельно указывать итоговый объем финансового обеспечения, предусмотренный для закупок в текущем финансовом году, плановом периоде и в последующих годах — если такие закупки уже планируются. Кроме того, заказчикам необходимо детализировать сумму финансового обеспечения по каждому коду бюджетной классификации и по каждому соглашению о предоставлении субсидии.

Государственное задание теперь формируется по новым правилам
Вступают в силу дополнительные требования к формированию государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), которое формируют федеральные бюджетные учреждения, федеральные автономные учреждения и федеральные казенные учреждения. Согласно нормам Постановления Правительства РФ от 13.09.2017 N 1101, в государственном задании могут быть установлены допустимые (возможные) отклонения не только в процентах, но и в абсолютных величинах от установленных показателей качества или объема государственных услуг. Кроме того, уточняется, что объем субсидий на финансирование задания может быть увеличен в течение срока его выполнения, если меняется законодательство, в том числе, если отменяются ранее действовавшие налоговые льготы.

Важно! Дополнительно с учетом поправок в Бюджетный кодекс РФ, внесенных Федеральным законом от 18.07.2017 N 178-ФЗ, обновлены формы государственного задания и отчета о его выполнении.

Реестр единственных поставщиков теперь в электронном виде и общедоступен
С 1 января 2018 года в ЕИС в сфере закупок появляется реестр единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории РФ. Это предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 13.04.2017 N 442. Согласно утвержденным правилам (Постановление Правительства РФ от 27.02.2017 N 231), такой реестр будет вестись в электронном виде путем формирования или изменения реестровых записей в единой информационной системе в сфере закупок. Куратором этих данных является Федеральное казначейство, а сама база будет бесплатной и общедоступной.
Кроме того, с нового года в ЕИС не сможет попасть информация и документы (планы закупок, планы-графики закупок, извещения, протоколы, проекты контрактов) с ошибками, выявленными в ходе проверок. В 2018 году это правило будет распространяться только на сведения о закупках, осуществляемых для федеральных нужд. Еще через год требование заработает для муниципальных заказчиков (Постановление Правительства РФ от 20.03.2017 N 315).

Реестр контрактов дополняется новыми сведениями
На основании Постановления Правительства от 13 апреля 2017 года № 443 в реестр контрактов заказчики обязаны вносить информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, которые заключили договоры с основным поставщиком (исполнителем) по государственному (муниципальному) контракту. В частности, в реестре контрактов появятся данные о месте нахождения соисполнителя (субподрядчика), его ИНН, дате заключения и номере контракта (при наличии), предмете и цене договора с соисполнителем (субподрядчиком).

Поправки для заказчиков и поставщиков по закону № 223-ФЗ

У субъектов малого и среднего предпринимательства появится больше заказчиков
В 2018 году вступили в силу нормы Постановления Правительства от 15 ноября 2017 г. N 1383, предусматривающие, в том числе, расширение перечня компаний, которые обязаны по 223-ФЗ закупать товары, работы и услуги у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). В частности, обязанность соблюдать квоты по закупкам появится у госкомпаний с годовой выручкой свыше 0,5 млрд. рублей и у автономных учреждений, годовой объем закупок которых превышает 250 млн. рублей.

Еще одна важная поправка для бизнеса прописана в Постановлении Правительства РФ от 19.08.2016 N 819. По ней с 10 до 15 процентов увеличивается годовой объем закупок товаров, работ, услуг у субъектов МСП. Причем речь идет и о совокупном годовом стоимостном объеме договоров, заключенных с некрупными компаниями, и о годовом объеме закупок, которые планируется осуществить по результатам торгов для малого и среднего бизнеса.

С учетом этих изменений заказчикам придется заполнять обновленную форму годового отчета о закупках товаров, работ и услуг у МСП. В нем добавляются строки для указания:
- сведений о доле закупок у небольших компаний в совокупном годовом стоимостном объеме договоров;
- сведения о доле закупок в совокупном годовом стоимостном объеме договоров по результатам торгов или иных способов закупки, участниками которых являются только субъекты МСП.

Контроль за закупками отдельных компаний будет ужесточен
С 1 марта 2018 года в отношении госкомпаний и их дочерних организаций, которые ежегодно закупают на сумму свыше 1 млрд рублей, начнут проводить оценку соответствия проектов планов закупки товаров, работ, услуг, проектов планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проектов изменений, вносимых в такие планы. Эти же документы будут проверять у муниципальных компаний и их дочек, если объемы их закупок превышают 50 млн рублей, а также у кредитных компаний, у которых годовой объем выручки от продажи услуг превышает 500 млн рублей.
А с 1 июня 2018 года АО «Корпорация МСП» начнет мониторинг на соответствие планов у дочерних государственных корпораций и госкомпаний, закупающих на сумму от 250 млн до 1 млрд рублей. Тем временем органы исполнительной власти субъектов РФ и (или) созданные ими организации будут проверять соответствие планов закупок у ГУПов, МУПов, иных муниципальных организаций, активы которых превышают 10 млрд рублей и которые заключают договоры о закупках в течение года на сумму свыше 50 млн рублей.

Нововведения для отдельных сфер

Краткая информация о новых правилах в некоторых сферах.
Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 определены особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, которые являются объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
С нового года вводится обязанность проводить исключительно электронные торги для формирования цен на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора (Постановление Правительства РФ от 03.11.2016 N 1133).
При поставках осветительных приборов для зданий, магистральных дорог и улиц общегородского значения доля осветительных приборов, отличных от светодиодов, устанавливается на уровне 70% от общего объема таких заказов (в натуральном выражении). Об этом сказано в Приказе Минэкономразвития России от 09.06.2016 N 362.

Скачать указанные нормативно-правовые акты Вы можете по ссылкам ниже.

pdf Скачать Постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133 (1.13 MB, количество скачиваний: 39)
pdf Скачать Постановление Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 (604.64 kB, количество скачиваний: 41)
pdf Скачать Постановление Правительства Российской Федерации от 10.11.2017 № 1353 (226.74 kB, количество скачиваний: 39)
pdf Скачать Постановление Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 № 442 (244.48 kB, количество скачиваний: 37)
pdf Скачать Постановление Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 № 443 (178.18 kB, количество скачиваний: 32)
pdf Скачать Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2017 № 1101 (821.21 kB, количество скачиваний: 36)
pdf Скачать Постановление Правительства Российской Федерации от 19.08.2016 № 819 (44.25 kB, количество скачиваний: 34)
pdf Скачать Постановление Правительства Российской Федерации от 20.03.2017 № 315 (407.41 kB, количество скачиваний: 33)
pdf Скачать Постановление Правительства Российской Федерации от 25.01.2017 № 73 (1.62 MB, количество скачиваний: 34)
pdf Скачать Постановление Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 № 231 (425.64 kB, количество скачиваний: 31)
pdf Скачать Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 (152.37 kB, количество скачиваний: 44)
pdf Скачать Приказ Минэкономразвития России от 09.06.2016 N 362 (488.94 kB, количество скачиваний: 33)
pdf Скачать Федеральный закон от 18.07.2017 N 178-ФЗ (2.95 MB, количество скачиваний: 31)
pdf Федеральный закон от 29.07.2017 № 267-ФЗ (3.81 MB, количество скачиваний: 35)