Обзор изменений законодательства о закупках, вступающий в силу этой осенью

Летом начала работать новая редакция законодательства о закупках (44-ФЗ) которая значительно упрощает дальнейшую деятельность заказчиков. Но, к сожалению, подготовить и внести необходимые изменения в НПА, которые работают совместно с законодательством о закупках не были своевременно внесены.

Около двух месяце существовали значительные коллизии различных нормативно-правовых актов. И вот, этой осенью, разногласия НПА убраны. 

Подразделения ведомственного контроля не станут проверять план закупок учреждений. 

Их убрали из закона начиная с 1 октября, но работать они продолжат до окончания финансового года. Причем ведомственный контроль больше не будет их проверять.

Произошла регулировка цены за единицу товара.  

В настоящее время законодательство о закупках разрешает приобретать за единицу товара все, что вы посчитаете нужным, но в том случае, когда невозможно запланировать определенный объем закупаемых товаров, работ и услуг. Эти изменения до последнего времени не были отмечены в некоторых НПА, которые подразумевали планирование, отчетность и преимущества. В настоящее время эти разногласия уточнены и исправлены.

Необходимо указывать аванс для каждого этапа.

Стало обязательным указывать авансовые платежи для отдельных этапов исполнения контракта, если этапы и авансы предусмотрены в контракте. Также отметим, что информацию об авансовых платежах нужно вносить в реестр контрактов. 

Вносите в реестр контрактов заключение привлекаемых (внешних) экспертов.

Хотя заказчик теперь и не обязан привлекать внешнюю экспертизу, в некоторых сложных закупках (например, строительство объектов) невозможно обойтись без эксперта. В том случае, если ваша закупка попадает под подобную категорию необходимо разместить заключение внешней экспертизы в реестре контрактов в ЕИС.

Типовые условия контрактов будет разрабатывать министерство финансов.

Минфин наделят подобными полномочиями. Правда, в том случае если типовой контракт разработан профильным ведомством, Минфину не нужно будет дополнительно готовить типовой контракт.

Отменена отчетность по контрактам.

Заказчик мог не размещать отчет об исполнении контракта уже со средины мая 2019 года. Закон № 44-ФЗ это позволял, а соответствующее постановление, которое обязывало заказчика это делать в мае не отменили. В настоящее время ситуация исправлена: Постановление от 28.11.2013 № 1093 теперь не работает.

Необходимо направлять электронные документы в реестр контрактов.

В поправке уточняется, каким образом теперь нужно работать с реестром договоров по 223-ФЗ. В настоящее время тот набор документов, которые заказчик по № 223-ФЗ должен включить  в реестр, формируются в электронного виде образца соответствующего бумажного документа. Таким документов может быть скан-копия или электронная версия документа, подписанная ЭЦП.  Таким образом, можно будет работать с электронными договорами, которые подписываются на площадках.

Постановление Правительства от 27.07.2019 № 973

 

Увеличен процент закупок у субьектов малого и среднего предпринимательства.

Тех заказчиков, которые работают по 223-ФЗ обяжут увеличить процентное соотношение закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства. С 2020 года объем закупок должен составлять 20% от общего объема закупаемых ТРУ.

Постановление Правительства от 01.08.2019 № 1001

 

Министерство финансов рассказало, как поступать с заявкой участника, если предоставлена недействительная банковская гарантия.

Начиная с июля 2019 года участники процедур, проводимых в электронной форме ( 44-ФЗ) могут предоставлять в качестве обеспечения заявки банковскую гарантию.

В том случае, когда участник выбирает обеспечение заявки деньгами — заявку должны отклонить, когда денег на специальном счете нет. Основание этому является ч. 7 ст. 44 Закона № 44-ФЗ.

Но когда участник обеспечивает свою заявку банковской гарантией и не соответствует требованиям 44-ФЗ, такая заявка отклонению не подлежит, так как оснований для этого в законодательстве нет. Получается, что заявка ни чем не обеспечивается, но отклонить ее заказчик права не имеет.

Минфин разъяснил, что когда комиссия заказчика обнаруживает несоответствующую банковскую гарантию, заявку участника следует отклонять ввиду несоответствия единым требованиям, которые определяются ч. 1 ст. 31 44-ФЗ.

Письмо Минфина от 30.07.2019 № 24-05-05/57198